МОСКВА, 30 сен — РИА Новости. Принятие резолюции по Сирии с упоминанием статьи VII, предусматривающей силовое вмешательство в случае невыполнения прописанных требований, является серьезным дипломатическим проигрышем России, считают эксперты, опрошенные в понедельник РИА Новости.
Совет безопасности ООН единогласно принял в пятницу резолюцию по Сирии в поддержку плана ОЗХО, направленного на уничтожение сирийских химических арсеналов. Теперь и правительство Сирии, и оппозиция ответственны за выполнение документа. На середину ноября в Женеве намечена новая конференция, в которой предполагается участие противоборствующих в Сирии сторон.
Пункт 21-й настоящей резолюции СБ ООН постановляет, что "в случае несоблюдения настоящей резолюции, включая несанкционированную передачу химического оружия или любое применение химического орудия кем бы то ни было в Сирийской Арабской Республике, вводятся меры согласно главе VII устава ООН". Как разъяснил после голосования глава МИД РФ Сергей Лавров, тем не менее, резолюция "не подпадает под главу VII устава ООН и не допускает какого-либо автоматизма в задействовании принудительных мер".
РФ проиграла
"Упоминание этой статьи (седьмой) в любом случае должно было быть, но вопрос в том, что в Женеве согласовывался механизм принятия повторной резолюции Совета Безопасности, а в конечном варианте резолюции этого механизма нет. Однозначно, Лавров в этом смысле проиграл", — считает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин.
По его словам, "этот проигрыш больший, чем тот, который был с резолюцией по Ливии, где тоже предполагалась седьмая статья".
Шумилин объяснил, в чем заключается "нарушение механизма Лаврова, абсолютный проигрыш России и выигрыш остального мира". В резолюции по Сирии "есть положение, где изучением фактов должна заниматься ОЗХО, которая должна доложить об этом в Совбез. И всё — точка. Дальше не говорится, чтобы Совбез принял дополнительную резолюцию", — отметил эксперт.
Виновных накажут
В резолюции Совбеза ООН, в частности, подчеркивается, что те лица, которые виновны в применении химического оружия в Сирии, должны быть привлечены к ответственности.
Вице-президент ПИР-центра, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский считает этот пункт резолюции совершенно "пустым". Наказать виновных в применении химоружия, "если дело касается Башара Асада — с удовольствием, а если касается оппозиции — там (на Западе) не склонны устанавливать виновных".
Противоположную оценку этому пункту резолюции ставит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. "Это очень дельный пункт. Это постановка на одну доску и режима, и оппозиции. Если выясняется, что Асад там действительно оружие прячет, то Россия умывает руки. Если выясняется, что это оружие у оппозиции было, то тогда нужно разбираться с ней и жестко ее наказывать", — считает эксперт.
По его словам, "здесь можно найти международные рычаги, на основании которых это (наказать виновных в применении химоружия) можно делать".
"Не мытьем, так катаньем"
Тем не менее, Бужинский в этом заявлении никакой заботы о людях не усматривает. "Когда в устах министра иностранных дел Великобритании звучит фраза о гуманитарной ситуации, то это называется "не мытьем, так катаньем"", — полагает эксперт.
По его мнению, Запад пытается зайти с другой стороны, "раз не получилось с химическим оружием", то есть "принять еще одну резолюцию, где пригрозить Асаду, что если он не прекратит, так сказать, истреблять мирное население, то западные страны могут вмешаться вооруженным путем".
Бужинский подчеркнул, что для того, чтобы "оказывать гуманитарную помощь, никакой резолюции Совбеза не требуется, это личное дело каждого правительства". "Насколько я знаю, Россия оказывает гуманитарную помощь. Самолеты МЧС время от времени туда летают — то людей вывозят, то доставляют гуманитарные грузы", — сказал эксперт.
РФ поможет финансово, сумма под вопросом
Тем временем, передовая группа из 10-12 инспекторов ОЗХО, как ранее сообщалось, направится в Сирию уже во вторник. Россия, в свою очередь, как заявил Лавров в интервью газете "Коммерсант", готова предоставить персонал для инспекций арсенала химоружия в Сирии, для обеспечения безопасности этих инспекций и для координации между ООН и ОЗХО. Кроме того, РФ, по его словам, будет участвовать в операции финансово.
О точной сумме говорить пока рано, однако Малашенко уверен, что "это будет достойная сумма, большие деньги, чтобы не получилось так, что Америка дает 100 долларов, а мы один".
Бужинский же считает, что "оказывать массированную финансовую помощь, как это делают американцы", России не по силам. "Наши возможности несопоставимы с американскими: у нас и бюджет в десять раз меньше", — отметил эксперт.